Дворцовый мост - разводной мост через реку Большую Неву, соединяющий центральную часть города и Васильевский остров. После постройки Благовещенского моста в 1850 году, Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Разрешение на перемещение моста было получено в 1853 году. Проект перестройки составил инженер И.К.Герард. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост, по находящимся рядом с ней Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.
Потребность в строительстве нового постоянного моста через Неву между Адмиралтейской и Университетской набережными возникла ещё в 1880-х годах. В 1882 году общественные организации обратились в городскую управу с просьбой заменить плашкоутный Дворцовый мост. В 1901 году был объявлен конкурс на строительство постоянного Дворцового моста, однако ни один из множества поступивших на конкурс проектов не был принят. Во втором туре конкурса приняли участие исключительно отечественные предприятия.
Более 10 лет, до 1911 года, обсуждался вопрос о строительстве постоянного Дворцового моста - шла борьба за право осуществления постройки. В итоге к сооружению был принят вариант 5-ти пролетного моста Общества Коломенских заводов. Архитектурное оформление моста с высокими башнями-маяками, обильно украшенными скульптурой (орнаментами, картушами, императорскими орлами) было выполнено придворным архитектором Р.Ф. Мельцером.
Сооружение моста было начато в 1912 году по проекту А.И. Пшеницкого. Дворцовый мост был открыт для движения 23 декабря 1916 года, но из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны, его архитектурная отделка не была выполнена. На мосту было установлено лишь деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях установленные фанерные.
В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский.
Устройство перил, фонарей и павильонов управления было закончено уже при советской власти. Литая чугунная решетка перил, выполненная скульптором И.В.Крестовским по рисунку архитектора Л.А.Носкова, появилась только в 1939 г. (до этого перильные ограждения были деревянными).
В 1943 году по время Великой Отечественной войны, вблизи от левобережной опоры разводного пролета взорвалась авиабомба, которая повредила облицовку и кладку опоры. В 1946 году были выполнены работы по устройству бетонных перемычек.
При обследовании подводных частей опор в 1955 году были обнаружены повреждения и выпадения гранитных камней, после чего в 1956-1957 годах деревянные парапеты на устоях и промежуточных опорах заменили на гранитные. В 1963 году были выполнены работы по цементированию и восстановлению гранитной облицовки.
Работы по модернизации разводного пролета Дворового моста были произведены в 1976-1977 годах по проекту инженеров Ленгипротрансмоста В.И. Ботвинника, Т.Д. Иванова и Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина. Деревянный настил на разводном пролете заменен на ортотропную плиту, для облегчения веса пролетного строения тяжелые чугунные решетки были заменены на алюминиевые. На постоянных пролетных строениях железобетонный поребрик заменили на гранитный, а на разводном – на металлический. Также были произведены работы по замене устаревшего электрооборудования и частичная замена механизмов подклинки.
В 1991-1994 годах был произведен капитальный ремонт подводной части опор разводного пролета моста. Летом 1997 года были реконструированы разводная часть и освещение. Дворцовый мост стал третьим после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим художественную подсветку. В 1998 году с Дворцового моста были сняты трамвайные пути.