Транспортный узел на правобережном съезде с Литейного моста со строительством полутоннеля 2010-2011 гг.

Об объекте

  • Начало работ
    12 мая 2010 года
  • Окончание работ
    30 ноября 2011 года
  • Местоположение
    Санкт-Петербург
  • Генеральный подрядчик
    ЗАО «Пилон»

Технические данные

  • Общая длина реконструируемого участка
    824 п.м
  • Общая длина нового тоннеля
    292 п.м
  • Переустройство набережных
    612 п.м
  • Переустройство инженерных коммуникаций
    1447 п.м

Состав работ

  • Первый этап
  • Разборка существующих участков набережных
  • Сооружение участка набережной и строительство полутоннеля под Литейным мостом
  • Сооружение участков набережных за пределами Литейного моста
  • Реконструкция лестничных сходов с Литейного моста на прохожую часть набережной
  • Устройство системы ливнеотведения
  • Дорожные работы
  • Переустройство инженерных коммуникаций
  • Устройство наружного освещения
  • Проведение геотехнического мониторинга и усиление фундаментов исторически значимых зданий - Военно-медицинской и Военно-артиллерийской Академий
  • Второй этап
  • Ремонт существующего автодорожного тоннеля с устройством облицовки стен тоннеля
  • Реконструкция системы ливнеотведения
  • Дорожные работы
  • Устройство наружного освещения
  • Благоустройство прилегающей территории

Транспортный узел на правом берегу Невы на стыке Арсенальной и Пироговской набережных - один из самых напряженных в Санкт-Петербурге. Развязка, состоящая из четырех съездов с односторонним движением и тоннеля за устоем Литейного моста, до реконструкции работала без пропуска прямого движения с Арсенальной на Пироговскую набережную. Движение было организовано по маршруту объезда: приходилось поворачивать на площадь Ленина, а затем ехать по Боткинской улице и Финляндскому проспекту до Сампсониевского моста. Такая схема движения существовала в течение 10 лет.

Пропускная способность тоннеля была исчерпана, что не позволяло рассматривать правобережную набережную р. Невы как магистраль непрерывного движения. Для формирования такой транзитной магистрали требовалась реконструкция правобережного транспортного узла с увеличением пропускной способности, как тоннеля, так и прилегающих участков: было необходимо довести количество полос движения до трех в каждом направлении. Проект реконструкции транспортного узла на правобережном съезде с Литейного моста ждал своей реализации 30 лет.

Техническое обследование 2004 года показало, что тоннель, построенный в 1968 году, имел дефекты в элементах несущих конструкций, сквозные трещины в элементах гранитной облицовки, разрушение антикоррозийных покрытий, фрагментарное разрушение бетона.

Реконструкция проводилась в 2 этапа

1 этап: май 2010 года - май 2011 года
2 этап: май 2011 года - ноябрь 2011 года

На первом этапе было произведено сооружение участка Пироговской набережной (от спуска к Неве напротив Б. Сампсониевского пр. до Литейного моста) и Арсенальной набережной (от Литейного моста до спуска к Неве в створе Финляндского вокзала) со строительством полутоннеля в крайнем правом пролете Литейного моста и новых участков набережных.

На втором этапе производился ремонт существующего тоннеля и съездов с моста с ограничением трамвайного и автомобильного движения по Литейному мосту. В ходе работ по замене гидроизоляции пролётного строения перекрытой части тоннеля и замене трамвайных путей вводились частичные ограничения на движения автотранспорта, трамвая и троллейбуса.

Историческая справка

Литейный мост открылся для движения в 1879 году. Шесть пролетов были перекрыты пятью металлическими арками. Разводная ферма - поворотная, на вертикальной оси, располагалась у левого берега с судоходным проходом равным 19,8 м. Разводной пролет приводился в действие водяной турбиной мощностью в 36 лошадиных сил, питаемой от городского водопровода. Такая система разводки в те времена являлась единственной в мире. Мост освещался электрическими лампочками П.Н. Яблочкова. В 1966 году с вводом в строй Волго-Балтийского канала мост был реконструирован в целях улучшения условий судоходства. Опора разводного пролета была реконструирована с сохранением старой подводной части. Постоянные арочные пролеты заменили на металлические четырехпролетные балки. Подмостовой габарит увеличился на 1 м. Общая длина моста после реконструкции - 396 м, ширина - 34 м, разводной пролет самый длинный в Петербурге - 55 м. Мост соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, перекинут через главное русло реки Невы в самой глубокой его части - 24 м. На обоих берегах реки, въездах на мост, были сделаны развязки для движения транс­порта в двух уровнях.