Аничков мост – один из первых мостов Санкт-Петербурга, построенный для переправы через реку Фонтанку в 1715 году по указу Петра I. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон был привлечен для строительства моста.
Аничков мост находился в центре города и перестраивался чаще остальных. Сначала мост был деревянным, легкой конструкции, с узкой проезжей частью. В 1721 году мост был перестроен и сделан подъемным. В 1749 году мост был перестроен и стал более широким, без подъемных частей на свайных опорах и облицован гранитом. Поменялся и декор моста. Его пролеты были обшиты тесом и отделаны под гранит. При въезде на мост установлены фонари на высоких столбах.
В 1785 году Аничков мост впервые стал каменным, трехпролетным, с четырьмя гранитными башнями, увенчанными куполами
В 1839 году было принято решение о перестройке моста, связанное с необходимостью расширения проезжей части Невского проспекта. Проект был разработан группой инженеров во главе с И.Ф. Бутацем. Работы были завершены в 1841 году, мост приобрел хорошо известный нам облик. Новый каменный мост был украшен массивной чугунной решеткой с барельефами морских коньков и русалок, выполненными по мотивам рисунка берлинского архитектора К. Шинкеля, а также знаменитыми скульптурными группами «Укрощение коня», созданными скульптором П. Клодтом. В таком виде мост простоял до 1905 года.
Ввиду имеющихся конструктивных недостатков в 1905 году городской Думой было принято решение о реконструкции Аничкова моста. В период 1906-1908 гг. мост перестраивался под руководством архитектора П.В. Щусева. При перестройке уделялось большое внимание сохранению первоначальных форм, а также прочности и долговечности.
Во время Великой Отечественной войны скульптурные группы были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца. Бомбежки и артиллерийские обстрелы нанесли Аничкову мосту серьезные повреждения. Пострадали чугунные ограждения и гранитные постаменты. В 1951 году по Невскому проспекту прекращается движение трамваев. С 1951 года до настоящего времени выполнено несколько небольших ремонтов, связанных с заменой перил, поврежденных в военное время.