ЗАО «Пилон», осуществляющее капитальный ремонт Банковского моста, с 13 мая обеспечило фронт работ реставраторам непосредственно на переправе и подходах к ней для установки знаменитых скульптур грифонов.
Ранее специалистами ЗАО «Пилон» была проделана ювелирная работа по установке отреставрированных деталей моста в исходное положение по проекту. Это позволило выставить уникальные скульптуры, которые являются частью конструкции моста, в их точном историческом расположении.
В проектное положение установлено пролетное строение Банковского моста, на которое смонтировано новое мостовое полотно из лиственницы, возвращены на прежние места отреставрированные исторические детали: чугунные пьедесталы скульптур, рамы, цепи и подвесы. Кроме того, был осуществлен капитальный ремонт набережных, примыкающих к зоне реконструкции переправы.
Специалисты ООО «РМ «Наследие», занимающиеся восстановлением крылатых хранителей Банковского моста, завершили сборку и монтаж всех четырех грифонов к 17 мая. Затем на скульптуры нанесут финишное защитное покрытие. Параллельно ЗАО «Пилон» приступит к монтажу отреставрированного ажурного ограждения моста.
Комплексный ремонт моста и скульптур (с демонтажом грифонов и проведением реставрационных работ в мастерской) организован впервые за два века их существования. Демонтаж скульптур позволил полноценно обследовать конструкции Банковского моста и выполнить его капитальный ремонт (последний раз он проводился в 1976 году без снятия скульптур).
Работы на переправе будут завершены в июне 2019 года.
***
Контракт на капитальный ремонт Банковского моста заключен ЗАО «Пилон» 10 сентября 2018 и действует до октября 2019 года. Компания планирует сдать объект досрочно в начале июня 2019 года.
Заказчиком выступает СПб ГБУ «Мостотрест», подведомственное Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Проект капремонта Банковского моста разработало АО «Петербургские дороги». Мост находится под охраной КГИОП.
***
В ходе работ на переправе специалисты ЗАО «Пилон» произвели демонтаж перильного ограждения, цепей и подвесов моста, чугунных рам, пьедесталов, находящихся под крылатыми львами (грифонами), отреставрировали, а затем установили на прежнее место. В мастерских компании каждой детали и фрагменту был поставлен свой, индивидуальный диагноз. В ходе реставрационных работ детали были очищены, зашпаклеваны загрунтованы и покрашены в традиционный «свинцовый» цвет малых исторических мостов Петербурга. Чугунные рамы 1826 года, на которые крепятся цепи моста, усилены с помощью сварки и карбоновой ленты. Устранены дефекты ажурной решетки перильных ограждений моста и ее декоративных деталей. 82 утраченных элемента декора ограждения моста заново воссозданы. Позолочены 30 декоративных шаров ограждения.
Были обновлены металлоконструкции пролетного строения и заменено покрытие прохожей части. Выполнено новое свайное основание моста, сооружены железобетонные ростверки. Капитально отремонтированы участки набережной канала Грибоедова, примыкающие к Банковскому мосту, с восстановлением положения облицовочных гранитных блоков и тротуарных плит.
Строительные работы на объекте осуществляются под контролем КГИОП, производится постоянный мониторинг зданий и сооружений, попадающий в зону влияния работ.
***
Ранее ЗАО «Пилон» проводило капитальный ремонт участков набережной канала Грибоедова у Банковского моста выше и ниже по течению: правый берег от Казанского до Банковского моста, 2013-14 гг.; правый берег от Банковского моста до дома 31, 2011 г., (в том числе, специалисты компании ликвидировали аварийное обрушение набережной у д. 27), левый берег от Казанского до Банковского моста, 2007-08 гг.
За 25 лет работы ЗАО «Пилон» накопило большой опыт капитального ремонта и реставрации малых исторических мостов Петербурга. Уже в 1996 году, спустя всего лишь три года после начала деятельности ЗАО «Пилон», город доверил компании ремонт Прачечного моста – исторической переправы через Фонтанку у Летнего дворца Петра I в Летнем саду. Кроме того, в активе компании – капитальный ремонт Синего, Красного и Аничкова моста.
***
Банковский пешеходный мост, перекинутый через канал Грибоедова около здания Санкт-Петербургского государственного экономического университета, соединяет Казанский и Спасский острова. Цепной мост построен в 1825-26 годах по проекту инженера В.К. Треттера. Длина однопролетного моста с подходами – 28 м, ширина – 3,1 м. Конструкция Банковского моста состоит из пролетного строения с деревянным полотном, 2-х цепей и подвесок. Роль пилонов выполняют чугунные рамы (каркасы), прикрепленные болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которому прикреплены несущие цепи. В 1828-30 годах мост так и назывался Цепным. Когда в 1830 году рядом было построено здание Ассигнационного банка, мост переименован в Банковский. Скульптуры крылатых львов, установленные на мосту, отлиты по моделям скульптора П.П. Соколова на заводе Ч. Берда.
Пешеходный Банковский мост – один из символов Петербурга – является объектом культурного наследия федерального значения.
Фото сайта КГИОП.